Речевой центр в группах ДОУ

Рекомендация РЕЧЕВОЙ ЦЕНТР В ГРУППАХ ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевой центр средней группы

 

  1. I. Развитие неречевых процессов
  2. 1. Моторная сфера.
  • развитие общей моторики:

— картотека игр по лексическим темам.

  • развитие мелкой моторики:

— картотека пальчиковых игр;

— сухой бассейн;

— игры с прищепками;

— мячики-массажеры;

— сортёры;

— конструкторы;

  • развитие артикуляционной моторики:

— безопасное зеркало;

— картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

— мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;

— «варежки-язычки»;

  1. Речевое дыхание.
  • игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

— султанчики;

— воздушный футбол;

— воздушный боулинг;

— чей жучок быстрее;

— плоскостные игры с «летающими» элементами;

  1. Просодическая сторона речи.
  • игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

— картинки с изображением ритмических рядов;

— картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»:

цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание:  посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо.;

— игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

— картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

  1. Фонематические процессы.
  • игры на развитие слухового внимания:

«Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

— шумовые коробочки;

— музыкальные инструменты;

  • игры на развитие речевого слуха:

— «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

  • игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

— «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.

— фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)

  • игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

— «Шутки-минутки», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки», Загадки с договаривай словечко» и т.п.

 

  1. II. Развитие речевых процессов.
  2. Лексико-грамматический строй речи.

— Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.

— Картотека стихов, загадок по лексическим темам.

— Предметные картинки по лексическим темам.

— Сюжетные картинки по лексическим темам.

— Картотека планов к составлению описательного рассказа по лексическим темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевой центр старшей группы

 

 

  1. I. Развитие неречевых процессов:
  2. Моторная сфера.
  • развитие общей моторики:

— картотека игр по лексическим темам.

  • развитие мелкой моторики:

— картотека пальчиковых игр;

— сухой бассейн;

— игры с прищепками;

— мячики-массажеры;

— сортёры;

— конструкторы;

  • развитие артикуляционной моторики:

— безопасное зеркало;

— картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

— мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;

— «варежки-язычки»;

  1. Речевое дыхание.
  • игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

— султанчики;

— воздушный футбол;

— воздушный боулинг;

— чей жучок быстрее;

— плоскостные игры с «летающими» элементами;

  1. Просодическая сторона речи.
  • игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

— картинки с изображением ритмических рядов;

— картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»:

цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание:  посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо.;

— игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

— картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

  1. Фонематические процессы.
  • игры на развитие слухового внимания:

«Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

— шумовые коробочки;

— музыкальные инструменты;

  • игры на развитие речевого слуха:

— «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

  • игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

— «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.

— фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)

 

  1. II. Развитие речевых процессов.
  2. Лексико-грамматический строй речи.

— Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.

— Картотека стихов, загадок по лексическим темам.

— Предметные картинки по лексическим темам.

— Сюжетные картинки по лексическим темам.

— Картотека планов к составлению описательного рассказа по лексическим темам.

 

III. Подготовка к обучению грамоте.

  • Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:

— Картотека букв;

— Символы звуков;

— Предметные картинки на все звуки.

— Трафареты букв;

— Разрезная азбука;

— Лента букв большого размера;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевой центр подготовительной группы

 

  1. I. Развитие неречевых процессов
  2. Моторная сфера.
  • развитие общей моторики:

— картотека игр по лексическим темам.

  • развитие мелкой моторики:

— картотека пальчиковых игр;

— сухой бассейн;

— игры с прищепками;

— мячики-массажеры;

— сортёры;

— конструкторы;

  • развитие артикуляционной моторики:

— безопасное зеркало;

— картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

— мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;

— «варежки-язычки»;

  1. Речевое дыхание.
  • игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

— султанчики;

— воздушный футбол;

— воздушный боулинг;

— чей жучок быстрее;

— плоскостные игры с «летающими» элементами;

  1. Просодическая сторона речи.
  • игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

— картинки с изображением ритмических рядов;

— картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»:

цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание:  посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо.;

— игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

— картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

  1. Фонематические процессы.
  • игры на развитие слухового внимания:

«Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

— шумовые коробочки;

— музыкальные инструменты;

  • игры на развитие речевого слуха:

— «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

  • игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

— «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.

— фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)

 

  1. II. Развитие речевых процессов.
  2. Лексико-грамматический строй речи.

— Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.

— Картотека стихов, загадок по лексическим темам.

— Предметные картинки по лексическим темам.

— Сюжетные картинки по лексическим темам.

— Картотека планов к составлению описательного рассказа по лексическим темам.

 

III. Подготовка к обучению грамоте.

  • Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:

— Картотека букв;

— Символы звуков;

— Предметные картинки на все звуки.

— Трафареты букв;

— Разрезная азбука;

— Лента букв большого размера;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Речевой центр группы раннего возраста

 

  1. Развитие неречевых процессов:
  2. Моторная сфера.
  • развитие общей моторики:

— картотека игр по лексическим темам.

  • развитие мелкой моторики:

— картотека пальчиковых игр;

— игры с прищепками;

— мячики-массажеры;

— сортёры;

— конструкторы;

  • развитие артикуляционной моторики:

— безопасное зеркало;

— картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

— могут быть мордашки героев с разными артикуляционными позами (не на липучках).

— «варежки-язычки»;

  1. Речевое дыхание.
  • игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

— султанчики;

— сдуй снежок;

— листочки на палочках «Листопад»

  1. Просодическая сторона речи.
  • игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

— картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»:

цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание:  посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо.;

— игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

  1. Фонематические процессы.
  • игры на развитие слухового внимания:

Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

— музыкальные инструменты;

— запись со звуками улицы, города, животных, к ним соответствующие картинки. Ребенок послушал звук, нужно найти картинку, что/кто звучит.

 

  1. II. Развитие речевых процессов.
  2. Игры на развитие речи, вызывание речи.

— Предметные картинки, предметы,  которые можно озвучивать (Мячик – «бом», киса – «Мяу», Мышки – «Пи».

— Стишки-карточки для самых маленьких

— Сказки

— Картотека стихов со звукоподражаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.