От чтения к чистому произношению

Для коррекции недостатков речевой деятельности можно использовать один из её видов – чтение, вернее, обучение чтению с использованием метода звукового анализа. Данный метод позволяет переключать внимание от семантики слова к его звуковому составу, к умению услышать в слове определённые звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности, и, как следствие, возможности их коррекции. Для ребёнка с общим недоразвитием речи важно и то, что слово воспринимается разными каналами: не только на слух, но и зрительно.

Чтение по (Т.Б.Эльконину), «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели», т.е., начинающему читать важно научиться воссоздавать звуковую форму слова, причём делать это самостоятельно и осознанно на каждом этапе обучения чтению.

Начинается обучение чтению со знакомства со звуками речи.

Звуки родного языка ребёнку знакомы. Ему нужно показать (дать рассмотреть), как располагаются органы артикуляции во время правильного произнесения. Того или иного звука, дать возможность поупражняться в произношении звуков, научиться соотносить собственные кинестетические ощущения с символьным изображением на страницах букваря: гласные тянутся, поются, изображены на красном фоне; согласные – не тянутся, не поются, изображены на синем фоне. При этом согласные изображены буквами разных размеров. Если буква большого размера (Как папа!), то звук произносится твёрдо, грубовато, а маленькие (Как сыночек!) – мягко, ласково. Твёрдые согласные – обозначены синим цветом, мягкие – зелёным.

Опираясь на собственные кинестетические ощущения и символьное изображение букв, ребёнок может успешно дать характеристику того или иного звука.

На данном этапе детям разъясняется главное отличие буквы от звука: букву мы видим, а звуки слышим, при этом одна и та же буква может обозначать разные звуки.

На следующем этапе чтения слогов дети учатся не только различать звуки (по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости), определять их последовательность: какой звук идёт первым, какой – вторым, читая слева направо, каковы отношения между ними, но и читать их плавно, нараспев. При этом произвольное внимание к звуковой стороне речи и активизация зрительной памяти помогают развивать и конкретизировать простейшие формы фонематического восприятия. В качестве материализованной основы собственные речевые кинестезии детей и зрительные образы сочетания букв. Читая, ребёнок не только воспроизводит определённый звук, но и анализирует, как данный звук соотносится со следующим, и корректирует его произношение.

При переходе к чтению слов (от простых по структуре к сложным, от конкретных, знакомых – к новым, с более общим значением) изменяется цель обучения: для ребёнка становится важным понимание значения слова. Понимание значения слова складывается на основе единства его графического изображения звукового образа и смысла. На данном этапе важна работа по расширению словарного запаса и уточнению значения слов, разных частей речи, самостоятельных и служебных. Становится возможным знакомить детей не только с синонимами и антонимами, но и омонимами и паронимами.

Звуковой анализ слова постоянно «присутствует» в процессе чтения, помогая ребёнку понять значение читаемого слова.

Большую роль играют задания по словообразованию и словоизменению, упражнения по составлению сочетаний слов, их согласованию или управлению в словосочетаниях.

Подобные виды работы помогают детям уяснить значение слова «слово», как особая единица языка. Оно отличается целостностью, имеет свой буквенный и звуковой состав и значение. Из слов складывается предложение.

Сознательные действия ребёнка по освоению предложения начинаются только тогда, когда он свободно воссоздаёт звуковую форму слова, т.е., читает его вслух.

Работа над предложением начинается с наглядного показа предложения. Дети на практическом уровне знакомятся с тем, что предложение состоит из слов, что предложение оформляется по правилам: первое слово в предложении пишется с большой буквы, каждое слово пишется отдельно, слова «дружат» между собой и следуют в определённой последовательности, в конце ставится точка.

Количество слов в предложении дети хорошо определяют, загибая пальцы на руке при чтении (начинаем с большого пальца, т.к., первое слово пишется с большой буквы; между словами делаем паузу – между пальцами то же есть расстояние и есть маленькая пауза, пока мы загибаем палец и т.д.). А потом сравнивается по количеству слов прочитанное предложение с написанным.

С интересом дети воспринимают информацию о том, что если в конце предложения вместо точки стоит вопросительный знак, то это значит, что надо отвечать, а восклицательный знак требует, чтобы предложение было прочитано с особой интонацией. Приём усваивается детьми быстро и успешно.

Вопросы, которые задаются детям после чтения предложения помогают понять не только то, насколько осознанно ребёнок читает слова, но и понимает ли он семантическую, смысловую сторону предложения, ведь предложение выражает законченную мысль.

Дети охотно составляют и записывают предложения с определёнными словами (предложенные логопедом или придуманными ими самими). Данная работа подводит детей к пониманию того, что речь состоит из предложений и что о каждом предмете или явлении можно составить предложение.

При обучении чтению происходит перестройка управления устной речью. Ребёнок учится сознательно его регулировать, управляя и работой артикуляционного аппарата.

Сделаем некоторые выводы:

  1. К овладению чтением ребёнок подготовлен: чтение вслух это особого рода говорение, а говорение как вид речевой деятельности достаточно развито; кроме того, звуки родного языка он знает и использует в повседневной практике устной речи; у ребёнка не маленький словарный запас и читать он учиться на знакомых словах.
  2. Чтение – большой самостоятельный труд самого ребёнка, формирование многих умений, например:

– Различать букву и звук, понять, что буква может обозначать разные звуки;

— Корректировать произношение звуков при чтении сочетаний букв (слогов, слов), «приспосабливать» их друг к другу.

  1. Работа над звуковой стороной слова помогает обучению чтению, а умение читать обеспечивает чистоту произношения звуков в разных речевых ситуациях, расширяет и обогащает активный словарь ребёнка, формирует навыки связной речи.

Для детей с ОНР чтение это разрешение многих задач как в области речевой деятельности, так и в других сферах (интеллектуальной, личностной, общения, готовности ребёнка к обучению в школе и др.).